История храма святого праведного воина Феодора Ушакова в Нагорном
Предыстория. Связь времён
В 1646 году Афанасий Осипович Прончищев в своем родовом имении на “Котле” построил храм святителя Николая Чудотворца. Согласно современной картографии, Никольский храм, ориентировочно, находился на месте нынешнего выхода из станции метро Нагорная (точнее, Электролитный проезд, 7а). В ХVII веке родовое имение А.О. Прончищева простиралось в том числе от Никольского храма на восток до Серпуховской дороги (нынешнего Варшавского шоссе). Получается, что недавно построенный храм Феодора Ушакова в Нагорном был построен в центре исторических границ этого имения. Восстановить храм на прежнем месте было невозможно, однако в создании нового храма, неподалёку от прежнего, усматривается промыслительная духовно-историческая преемственность от Никольского храма к храму святого Феодора Ушакова в Нагорном.
Первые упоминания о местности с названием “Котел”
- Котел — это имя собственное небольшой речки, ныне Котловка.
Нижние Котлы — это название деревни в низовье речки Котел.
Верхние Котлы — название деревни выше по течению той же речки.
В 1380 году рать великого князя Дмитрия Донского шла на Куликово поле через “Котлы”. Тем же путем возвращались в Москву победители Куликовской битвы.
В 1390 году, после кончины Дмитрия Донского, его сын великий князь Василий Дмитриевич вместе с матерью княгиней Евдокией и братьями торжественно встречал прибывшего из Царьграда митрополита Киприана “за Москвой на Котле”.
Первые упоминания храма святителя Николая Чудотворца на Котле
В 1543 г. 21 декабря в Жалованной льготной грамоте великого князя Ивана IV Васильевича архимандриту Симонова монастыря Савве было упомянуто: “…Ратуева стана селу Никольскому на Котле… пожалована льгота освобождения ото всех пошлин на два года… а в те два года, им своими крестьянами делать церковь…”, которая к тому времени обветшала. В то время село Никольское на Котле было вотчиной Симонова монастыря.
В 1606 году второго декабря “под Котлами” войска царя Василия Шуйского в жестокой битве разбили повстанцев Ивана Болотникова. В ходе сражения село Никольское было полностью уничтожено. В 1623 году в писцовых книгах записано “запустевшая деревня Котельская, с давно отсутствующим храмом”, а в 1627–1629 гг. — уже “пустошь, что было сельцо Никольское”.
Рядом с этой вотчиной Симонова монастыря, чуть выше по течению речки Котел, по обе ее стороны, находилось “сельцо Козино Копытово тож” — самое раннее в этих местах владение Прончищевых. До 1628 г. поместьем владел Осип Яковлевич Прончищев, а затем сельцо перешло к его сыну Афанасию Осиповичу, в том же году он увеличил доставшееся ему от отца поместье, став владельцем близлежащих земель и деревень.
В 1634 году А.О. Прончищев еще расширил свое владение, приобретя запустевшую вотчину Симонова монастыря “пустошь, что было сельцо Никольское”. Поставив в Козине крестьянские дворы, назвал его селом. И хоть храма в Никольском еще не было, но действовал поп Никольский Спиридон Власьев.
Афанасий Осипович Прончищев был довольно видной личностью. Служил при дворе царя Михаила Фёдоровича Романова, являлся думным дворянином, послом, воеводой.
Интереснейшая история произошла с ним в 1632 году. 9 июля Прончищев вместе с дьяком Бормосовым был отправлен послом в Константинополь, чтобы склонить султана к участию в русско-польской войне на стороне России. В турецкой столице послам пришлось провести всю зиму: переговоры шли трудно, турки не хотели ввязываться в войну, и только весной Прончищеву удалось добиться успеха. Но неожиданный случай разрушил предполагавшийся союз Москвы с султаном. Послы уже сели на корабль, собираясь отправиться домой, когда пришло известие о нападении казаков на турецкое побережье Черного моря. Задержанному для допроса Прончищеву удалось убедить визиря, что речь идет не о донских казаках — подданных царя, а о запорожских; в итоге послы были все же отпущены с миром. Однако, разыгравшаяся буря пригнала судно Афанасия Осиповича к тому самому разгромленному казаками турецкому берегу. Здесь Прончищев дал обет о том, что если по молитвам святителя Николая возвратится домой, то построит в честь его церковь. Заступничеством святого послы избежали смерти от рук местных жителей и благополучно вернулись в отчизну.
Это было старое владение Прончищева, с центром в сельце Козино (Копытово) на речке Котле, Московского Уезда, Чермнева стана. Обустраивая свое поместье, Афанасий Осипович только к 1646 году, исполняя данный им обет, сумел построить на правом берегу речки Котла деревянную церковь Николая Чудотворца с пределом Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, выхлопотав прежде разрешение у Синода. Церковь была освящена как храм Николая Чудотворца, по которому селение стало именоваться Никольским. А на левом берегу Котла он поставил дом вотчинников и поселил в него деловых людей.
После смерти Афанасия Осиповича в 1660 году село Никольское досталось его сыну Ивану Афанасьевичу Прончищеву. Идя по стопам отца, он тоже служил дипломатом. В 1677 году Иван Афанасьевич вместо деревянной церкви построил новую каменную в честь Знамения Богородицы, с приделом Николая Чудотворца. Интересной особенностью была настенная звонница, построенная в южной стене церкви, к ней вела внутристенная лестница с окошком наверху, по которой поднимался звонарь. Одновременно с каменным храмом И.А. Прончищев поставил на речке Котле запруду с мельницей.
Самое раннее изображение села Никольского с храмом в рисунке можно видеть на чертеже 1694 г.
У реки Котла изображен построенный Иваном Афанасьевичем каменный храм во имя святого чудотворца Николая и Знамения Пресвятой Богородицы с подписью: «Село Никольское Козино тож по обе стороны речки Котла думного дворянина Петра Ивановича и Михаила Прончищевых». Рядом с храмом нарисованы рубленые хоромы о двух этажах (клеть с подклетью), высокая лестница ведет на жилой второй этаж. Изображены и резные ворота. Их, возможно, поставили владельцы села тех лет – братья думный дворянин Пётр Иванович и стольник Михаил Прончищевы.
В конце XVII века село продолжало оставаться в роду Прончищевых. Одной его половиной владел сын Ивана Афанасьевича — Петр Иванович, а другой — прокурор Александр Тимофеевич Ржевский, женатый на Анне Михайловне, урожденной Прончищевой. По описанию 1704 года, в селе отмечены две усадьбы с 13 дворовыми людьми и 17 крестьянских дворов, где жили 58 человек. С этого времени имение делится на две части. Северная половина, оставшаяся у Прончищевых, стала именоваться Нижними Котлами, а южная, находившаяся во владении Ржевского, — Верхние Котлы.
Никольский храм ремонтировался и перестраивался между 1760 и 1810 годами. В этот период селом владели Голицыны: Анна Александровна Голицына, урожденная Головина; муж ее сестры, гофмаршал Николай Михайлович Голицын; Александр Николаевич Голицын. При них появился широкий деревянный купол с четырьмя очень маленькими круглыми окнами. В завершении четырехгранного купола маленький восьмигранный барабан, с главой на очень тонкой шее. Голицыны пристроили к храму с запада невысокую двухъярусную колокольню. Она отличалась подчеркнутой скромностью архитектуры. Видимо, одновременно с ее строительством была разобрана настенная звонница.
Фото храма 1910 года.В XVIII веке появился в храме новый, белый с золочеными деталями, иконостас. Уникальный, редчайший для русской архитектуры в виде системы из двух стоящих рядом наборов концентрических арок, в центре каждой царские врата. Фактически, единый иконостас был образован из двух самостоятельных. Интересно, что боковые иконы каждого из них при такой композиции принимали форму наклонных овалов.
Фото иконостаса 1910 года.В 1869 г. в Верхних Котлах в доме преподавателя, никольского священника Воронцова открылось церковноприходское училище, в котором тогда училось 17 мальчиков и 2 девочки.
В 1874–1875 годах к Никольской церкви пристроили трапезную с теплым приделом во имя Ильи Пророка.
При советской власти, в 1929 году, рабочие близлежащего Аффинерного электрозавода вынесли решение о размещении в храме клуба.
Церковь снесли в конце 1930-х годов. Попутно закрыли, а позже уничтожили приходское кладбище, располагавшееся с западной стороны от храма.
История храма святого праведного воина Феодора Ушакова в Нагорном
28 ноября 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл “в целях духовного окормления жителей района” издал указ об учреждении Патриаршего подворья при храме святого праведного воина Феодора Ушакова в Нагорном. Настоятелем храма назначен протоиерей Сергий Минаев.
В конце 2014 года Департамент городского имущества передал Русской Православной Церкви для строительства храма земельный участок, расположенный по адресу Электролитный проезд, владение 2.
С января по март 2015 года на выделенном земельном участке протоиереем Сергием был построен одноэтажный временный храм размером 6х12м с золотистым куполом и крестом, установленными на двухскатной крыше. В храме еженедельно стали служить акафист святому Феодору Ушакову.
12 марта 2017 года благочинный Донского благочиния протоиерей Александр Фарковец освятил временный храм иерейским чином. С этого времени начали совершать Божественную Литургию каждое воскресенье и в великие праздники.
В феврале 2017 года рядом со временным храмом была залита монолитная бетонная плита фундамента основного храма.
С мая по октябрь 2017 года установили бревенчатые стены, крышу, купола с крестами над храмом и над колокольней.
В августе 2019 года по окончании внешнего и внутреннего обустройства основного храма начали в нём служить Божественную Литургию.
В октябре - ноябре 2019 года благоустроили территорию вокруг храма.